В Ульяновском театре драмы обнаружен портал для путешествий во времени

Молодой Саша́ и старый Александр – заблудившиеся между прошлым и будущим. © / Сергей Юрьев / АиФ

В начале ноября в театре драмы на заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Кустарникова в присутствии многочисленных свидетелей падали часы. Тяжёлые. Напольные. Этакий домашний биг-бен. И после этого со временем, а возможно, и с пространством начали происходить очень странные вещи…

   
   

И премьерой погоняет…

Начало нынешнего театрального сезона для ульяновских зрителей оказалось небывало богатым на премьеры. Буквально один за другим с конца лета до середины осени шли премьерные спектакли по произведениям то русских, то американских классиков, и возникал естественный вопрос: как вообще можно работать подобными темпами? Да, режиссёры сменяли друг друга, но труппа-то в театре одна! И вот – тайна раскрыта. Время есть! Им просто научились управлять, меняя не только будущее, но и прошлое.

Кассандра знает себе цену… Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Вообще-то всё, что на сей раз произошло на сцене, придумал французский драматург Эрик-Эммануэль Шмитт. Сам автор свою пьесу «Если начать сначала…» назвал «неглупой комедией». Небесполезное, кстати, уточнение: если найти в себе силы послушать, что несет с российской эстрады большинство нынешних поп-юмористов, во-первых, несказанно удивляет, почему откуда-то из-за кадра доносится смех, а во-вторых – почему публика вообще пришла их слушать. Ей что – в обыденной жизни глупостей не хватает? Видимо, во Франции те же проблемы… В общем, ремарку автора можно перевести так: если здесь и есть юмор, то он рассчитан не на идиота. Произведение, кстати, довольно свежее – написано в 2014 году, а значит, классическим ещё не стало – для этого тоже время требуется.

Своё решение воплотить это сложное и многоплановое произведение именно в Ульяновске питерский режиссёр Сергей Морозов объяснил тем, что Эрик-Эммануэль лично дал ему право первой постановки этой пьесы в России, а ульяновская труппа, как никакая другая, по его мнению, способна это сделать. Уж что-что, а это Сергей Анатольевич знает точно, поскольку уже был художественным руководителем Ульяновского областного театра драмы.

Парадоксы судьбы

Итак! Автор пьесы утверждает, что можно изменить не только будущее, но и прошлое, и режиссёр Сергей Морозов почему-то с ним согласен! Прямо на сцене в момент суетного и явно нежеланного разговора по телефону на сельского врача из французской глубинки, внешне очень похожего на Владимира Кустарникова, падают напольные часы, начисто лишая его сознания. А когда ему кажется, что он пришёл в себя, жизнь отмотала ленту времени на 30 лет назад, вернулось его собственное прошлое, на которое он может взглянуть со стороны.

Одна беда (а может, и счастье): здесь его в состоянии увидеть и услышать лишь два человека – он сам, ещё молодой, полный энергии и внешне неотличимый от актёра Алексея Гущина, и бабушка, которой жить осталось недолго, но она ещё бодра, весела и свято верит в большое будущее своего внука…

   
   

Кстати, спектакль волею режиссёра создан в двух вариантах. По его утверждению, это даже два разных спектакля, и вся разница – в актёрском составе. Конечно, Зоя Самсонова и Клара Шадько – две совершенно разные бабушки, похожие друг на друга только характерами, поступками и судьбой… Но не будем вдаваться в излишние подробности – сохраним интригу.

Бабушка не теряет лица ни при каких обстоятельствах.Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Главное, что наш герой угодил именно в тот день, когда решается его судьба. Три дороги, три женщины, три судьбы: чувственная и легкомысленная Бетти (Мария Прыскина), расчётливая и решительная Кассандра (Анна Дулебова) и экспрессивная Мойра (Мария Жежела), которая к тому же неизлечимо больна. В общем, ситуация – не позавидуешь…

Тяжко в прошлом, зато в будущем легко!

И тем более странным и неожиданным кажется то, что «энд» оказался слишком уж «хэппи». Герой приходит в себя не одиноким человеком, не начинающим стариком, а светилом мировой медицины, который едет в Стокгольм получать Нобелевскую премию, и рядом с ним та, кого он искренне любил, сам этого не осознавая.

Мойра безумствует, Мойра ненавидит, Мойра надеется и верит. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

С другой стороны, остаётся вопрос: а был ли путь личного счастья и общественного успеха, на который его направили каверзы времени, действительно его судьбой? А может быть, автору просто захотелось, чтобы хоть раз герою и всем прочим персонажам счастье явилось в полной мере.

Кстати, мистические явления с финалом спектакля не закончились. Под гром оваций на сцене материализовались два Сергея Морозова – режиссёр и губернатор. Сергей Анатольевич разделил с актёрами восторги публики, Сергей Иванович поздравил всех с премьерой, а директора театра Наталью Никанорову – ещё и с недавним днём рождения.

Бетти и молодой доктор Саша́ – кажется, что судьба голосует за них. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Чего же ждать дальше?! Есть вероятность, что в каком-нибудь параллельном пространстве, в некоем временном закутке, господа актёры уже репетируют очередной премьерный спектакль. Иначе не объяснить, когда они успевают и на сцене играть, и репетировать, да ещё и на гастроли ухитряются ездить. А может быть, и счастливая судьба театра, успехи и признание – всё это является следствием того, что кто-то когда-то каким-то образом вовремя подправил судьбу коллектива? Прямо как тот сельский доктор, что очнулся нобелевским лауреатом. Но эту заветную тайну, похоже, пока никто не готов раскрыть…