С привкусом зомби-апокалипсиса. В Ульяновске поставили «Дубровского»

Дубровский и Маша. Надежда ещё есть… © / Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Ульяновский Молодёжный театр имени Бориса Александрова покусился на «наше всё» - Александра Сергеевича Пушкина. Премьера спектакля «Дубровский» состоялась 2 июня.

   
   

Нестандартно и неожиданно

В анонсе сообщалось, что спектакль посвящен 225-летию со дня рождения Поэта, и «рулит» процессом талантливая постановочная команда выпускников ГИТИСа: режиссер Иван Орлов, художник Нанна Шех и балетмейстер Дарья Дерябина – команда, известная «нестандартными подходами к постановке и неожиданными трактовками классического произведения».

Сразу стоит заметить, что данное обещание было выполнено в полной мере: подходы были нестандартны, а трактовки – неожиданными. В итоге получился эффектный перформанс в жанре зомби-апокалипсиса с элементами символизма.

В чём состоял символизм? Да в наличии символов: чем больше сажи на лице какого-либо персонажа, чем в более упадочном настроении он находится. Впрочем, некоторые из них выглядели апокалиптично на протяжении всего спектакля. Например, приказчики Троекурова, прибывшие осваивать имение Дубровских – ну, прямо бесы из пекла! А когда крестьяне во главе с молодым барином спалили дом, где они улеглись спать, даже пикнуть не успели. Труп одного вскоре со сцены оттащили, а второй так и пролежал почти до финала и в какой-то момент чудным образом воскрес – видимо, символизируя идею неистребимости зла в этом мире. Примерно та же идея «красной линией» проходила по образу Кириллы Петровича Троекурова, отвращение к которому вдохновенно внушал публике актёр Данила Мельников. Воплощение абсолютного и неистребимого зла! Ведь хорошие люди подвержены сомнениям, неким моральным установкам – это-то их и губит. У злодеев таких «недостатков» нет. Впрочем, в этом, конечно, виноват Пушкин – это он придумал, что Дубровский пощадит Троекурова и отпустит с миром мерзкого князя Верейского, который мало того, что практически похитил у него невесту, так ещё и выстрелил в него из пистолета. Правда, Александр Сергеевич оказался чуть добрее к читателю чем Иван Павлович – к зрителю. У Пушкина Дубровский выжил и впоследствии скрылся за кордоном, наказав своим подельникам больше никого не грабить, а у Орлова – скорее всего, скончался на месте. Во всяком случае, на мысль об ином исходе предпоследняя сцена не наводит.

Приказчики Троекурова - сущие бесы из Пекла. Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

И только Машенька, которая в финале предстала перед публикой ребёнком, внесла в повествование искру оптимизма, намекнув на то, что жизнь-то продолжается, отчаиваться-то не надо… «Не верю!» - вероятно, сказал бы Константин Сергеевич Станиславский и, скорее всего, был бы прав.

Главное – не погрузиться, главное – выплыть…

Впрочем, стоит заметит также, что актёры сумели выжать из режиссёрского замысла всё, что возможно, и даже заданный символизм не помешал им создать вполне себе реалистичные образы. Персонажи вызывали именно те чувства, которые должны были вызвать: Троекуров – неприязнь и презрение, приказчики – отвращение, пьяный и падкий на всяческую пропаганду народ – сочувствия, Машенька, смирившаяся со своей безрадостной судьбой – сострадание. А вот Дубровский ожиданий не оправдал – мало того, что опоздал спасти невесту до свадьбы, так ещё и под пулю подставился. То же мне – гроза округи! Но в этом виноват, конечно, всё тот же Пушкин. Больше некому…

Кстати, постановка спектакля входила в проект Фонда развития ГИТИСа «Дебют в России», задача которого - помогать молодым талантливым режиссерам и актерам реализовывать свои творческие планы на территории нашей страны. Что ж, как говорится, попытка – не пытка. Войдёт ли этот спектакль в постоянный репертуар театра – пока неведомо. Впрочем, анонс постановки исключительно правдив: «В спектакле звучат затронутые в пушкинском романе темы: защита человеческого достоинства, болезненная социальная несправедливость, духовное насилие, конфликт отцов и детей и, конечно же, любовь, жертвенность и прощение. Особую роль в создании атмосферы спектакля играет современная режиссура. Она позволяет зрителям взглянуть на знакомую историю с новой стороны, увидеть актуальные проблемы и задуматься над ними. Визуальное оформление спектакля, современные декорации и костюмы создают уникальную атмосферу и погружают зрителей в мир происходящего».    
   

С этим не поспоришь – погружение есть.