Такая Алёнка нам не нужна - решили жители Нововоронежа да и отправили новенькую статую на склад, от глаз людских подальше. Оно и понятно: лицезреть в своем городе металлическую жуть с уничтожающим тебя взглядом никаких нервов не хватит, а не дай бог, кто на такое «чудо» в потьмах набредет и перепугается насмерть... История откровенно неудавшегося, по прославившегося на весь белый свет памятника заставила нас оглядеться по сторонам - всевозможных статуй и изваяний в Ульяновске пруд пруди, вот только делают ли они город краше?
То ложка, то расчленёнка
К счастью, не все «шедевры», которые нам удалось встретить во время прогулок по заснеженным улицам, так уж бросаются глаза. Некоторые скромно прячутся в кустах, как, например, металлическое воплощение неизвестно чего, найденное нами возле политеховской «Тарелки». Впрочем, на территории вуза это отнюдь не единственный арт-объект, заслуживающий внимания. Так, у главного корпуса нам встретился несуразный человечек, видимо, символизирующий задумавшегося студента: голова-шарик, подпираемая ластом-рукой, лишний вес, скрюченная поза... Сразу видно, тяжела студенческая жизнь. Помимо этого изваяния атмосферу «оживляют» угловатое, зато яркое яблоко, спиральная лестница в небо (а может это что-то другое - так сразу не разберешься), башня из стульев и большая алюминиевая ложка - символ советского общепита, горделиво красующийся возле здешнего ресторана. Самое интересное, что этой ложке действительно есть, чем гордиться - осенью прошлого года она вошла в топ-100 необычных скульптур России по версии сервиса поездок и путешествий Туту.ру. В общем, как сгинет коронавирус, накроет нас туристической лавиной - ведь каждому охота на ложку взглянуть.
На Набережной Свияги стыдливо прячутся в снегу другие «шедевры», самое «выдающееся» из которых являет собой расчлененную женскую фигуру, подвешенную на тросах. Краевед Сергей Петров назвал сие произведение памятником садизму и признался, что один взгляд на этот кошмар вызывает у него судороги. Отметил учёный и другие арт-объекты, которые не мешало бы отправить туда же, куда сослали несчастную Алёнку - на склад.
«Самый безобразный памятник в Ульяновске - это памятник одуванчику на Новом Венце: ржавая труба, а сверху шар с вырезанными ладошками, - говорит краевед. - По моему глубокому убеждению, в мемориальных, знаковых местах города таких объектов быть не должно. Ещё один пример дурновкусия - 30 раскрашенных скворечников во Владимирском саду. Как мне объяснили, это никакие не скворечники, это арт-объекты, которыми нужно любоваться. Лучше бы настоящие домики для птиц сделали, а не этот кошмар. Ещё мне решительно не нравится памятник Колобку, который почему-то приписывают мне, и псевдоорган у филармонии. Да, поначалу наивные девушки-журналистки писали, что это ветровой орган, но я уже тогда говорил - ничего подобного, обычная железяка».
Статика и формализм
Но что Сергея Борисовича возмущает даже больше, чем засилье безвкусных скульптур, так это отношение к настоящим памятникам - тем самым, применительно к которым понятие «произведение искусство» употребляется без иронии и кавычек. Последний пример - ремонт в сквере Карамзина, в результате которого легендарный памятник лишился подсветки. Теперь, как только стемнеет, на месте скульптуры образуется чёрная дыра.
Архитекторы оценивают достоинства и недостатки памятников по своей шкале, и эти оценки тоже не в пользу нынешних Микеланджело.
«На мой взгляд, самый неудачный памятник в городе - это памятник милиционеру, всё остальное перед ним меркнет, - рассказывает архитектор Кирилл Штемпель. - Объясню, почему. Памятник, скульптура - это произведение искусства, а любое произведение искусства должно нести в себе какую-то большую идею, оно должно воспитывать людей, о чем-то им рассказывать - хотя бы на эмоциональном уровне. Вспомним Родину-мать на Мамаевом кургане - смотреть на неё и не испытывать эмоций невозможно. Быть может, чувства у людей будут разные, но они будут. А что памятник милиционеру - статичная фигура, как манекен в магазине. Да, теперь нашим полицейским есть, куда возложить цветы, где провести торжественное мероприятие, но большей части это формализм - никакого смыслового содержания этот памятник не несёт и никакого эмоционального воздействия на обычных горожан не оказывает. То же самое можно сказать о памятнике детям войны - те же статичные фигуры и то же формальное отношение: надо было поставить памятник - поставили. Это очень нездоровая тенденция, связанная с тем, что производство памятников перестало быть актом творчества - теперь их шлепают все подряд. А началось всё лет 10-15 назад, когда на улице Ленина стали появляться пластиковые скульптурки достаточно низкого с художественной точки зрения качества. Дальше все стало только хуже. Моя позиция такова: пусть памятников и скульптур будет мало, но они будут качественные и интересные».