На прошлой неделе в Музее Изобразительного искусства XX-XXI веков на улице Льва Толстого открылась выставка «Сим нравы утишаюца», на которой представлены работы московского художника-графика Сергея Трубникова. Он работает в редком для нашего времени жанре – лубке.
Традиционно лишь по форме
Два-три века назад это называли «фряжскими», или немецкими, потешными листами, но впоследствии закрепилось другое название – лубок. Впрочем, сам художник настаивает на другом названии – «народные картинки». Но мы-то с вами понимаем, что дело не в названии.
Сергей Трубников известен любителям графики, а также искусствоведам не столько тем, что возрождает, казалось бы, забытый жанр изобразительного искусства, сколько тем, что, вероятно, на данный момент является единственным художником, который уже много лет сохраняет этому жанру верность. Во всяком случае, так утверждает заведующая музеем Елена Сергеева.
Однако, если подача материала автором хранит традиционные черты, то содержание его произведений либо актуально, либо посвящено вечным темам, которые не утратят значение никогда. Причём, текст в его гравюрах играет не меньшую роль, чем само изображение – и это, кстати, тоже дань традиции. Как и классический лубок, картинки Трубникова – это рассказы о событиях, людях, народе и власти, да и вообще о политике - вплоть до критики властей и бичевания пороков общества.
Лубок - СМИ XIX века
Видимо, чтобы не дать автору соврать, рядом с его работами выставлена часть коллекции подлинного лубка из коллекции Ульяновского областного художественного музея – двадцать эстампов, относящихся к 50-60-м годам XIX века. Ведь надо же – такое совпадение: ещё в 1946 году в музей поступила частная коллекция лубка. Идея выставить всё это вместе возникла ещё и потому, что областному Художественному музею в этом году исполняется 125 лет. Когда-то, ещё в 80-е годы прошлого века, ульяновская коллекция выставлялась в польском городе Сонч и привлекла пристальное внимание наших западных соседей. Правда, Сергей Трубников, который родился лишь в 1964 году, на тот момент, ещё в том жанре не работал. Данный интерес в нём проявился только в 1991 году. Всего на выставке представлено шестьдесят работ художника из сотни предложенных. Остальные сорок, видимо, не прошли цензуру.
Кстати, классический русский лубок, по сути, был средством массовой информации, на полном серьёзе проходил царскую цензуру и на многих картинках позапрошлого века есть соответствующая пометка.
Кроме, исторических эпосов, различной, в том числе, и политической сатиры, среди них затесались изображения людей, снискавших мировую известность - Михайлы Ломоносова, Ивана Тургенева, Максима Горького, сказочника Бориса Шергина, генерала Михаила Скобелева и даже китайского мудреца Конфуция, которого автор исподтишка назвал Конфузием…