Леонид Лазарев: вдохновленный Карриком

Нелегко заглянуть фотоаппаратом в душу © / Алексей Юхтанов / АиФ

Известный российский фотограф Леонид Лазарев нашел в своей судьбе множество точек соприкосновения с биографией Вильяма Каррика – шотландского фотографа XIX столетия, жившего и творившего в России.  Современный классик поставил перед собой задачу пройти путем своего предшественника и продолжить начатое им, только уже изобразительным языком XXI века.

   
   

Точки соприкосновения

Вильям Каррик был сыном лесопромышленника. У Леонида Лазарева бабушка по материнской линии также была дочерью лесопромышленника из Петрозаводска. Это точки соприкосновения в родословной. Где лес и русская глубинка – там и тесное общение с простыми людьми, с природой, с русской душой.

Оба художника обучались искусству в элитных заведениях своего времени. Вильям Каррик – рисунку и живописи в мастерской Карла Брюллова, Леонид Лазарев – искусству оператора во ВГИКе. И оба в конце концов остановились на фотографии. Обоих творчески «зацепила» Симбирская-Ульяновская земля. У Каррика – более двухсот из семисот  работ сделаны в Симбирской губернии. У Лазарева – снимки, сделанные в Ульяновске в 1958 году, вошли в золотой фонд работ фотохудожника, с них началось его всесоюзное и международное признание.

Справка «АиФ»
Вильям Каррик (1827—1878). Сын шотландского лесопромышленника, жил в России. Овладел искусством фотографии и стал первым в России этнофотографом, создав обширную галерею народных типов. В 1871 и 1875 гг. работал в Симбирской губернии, создав здесь более 200 портретных и жанровых снимков.

Вернуть селам жизнь

Мастер вновь посетил регион осенью прошлого года. Работая над фотокнигой о Денисе Давыдове, он приехал в Верхнюю Мазу Радищевского района, где прошли последние годы жизни поэта.

- За всю журналистскую жизнь (а это лет 60!), такого кайфа, как я сейчас получил от Ульяновска, от осеннего перепада высот, каких-то цветовых форм, снятого урожая, вспаханной земли, красоты неба – я такого не видел! Это потрясающе!

Оказавшись сразу после сельской поездки в областном центре, фотохудожник в одной из местных экспозиций увидел фотографии Вильяма Каррика. 

   
   

- Несколько работ просто резанули сознание своей глубиной и подлинностью. Это были фотографии не с доски почета. Это были фотографии, рожденные любовью к этим людям.

Леонид Лазарев представил первые двадцать работ ульяновской серии. Фото: АиФ/ Алексей Юхтанов

В конце концов художник пришел к идее собственной экспедиции и в дальнейшем – устройства собственной выставки вместе с фотографиями, сработанными великим предшественником. После этого были поиски стиля и решения, изобразительных средств. И форма была найдена - полуразмытое цветное изображение. Фотохудожник продемонстрировал первые двадцать работ из начатой серии как результат экспедиции этого лета.

Вильям Каррик. Фотографический автопортрет.

Экспедиция стала частью второго большого культурного туристско-спортивного фестиваля «По Суре из прошлого в будущее». Рассказывая о нем, директор Научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области имени Николая Карамзина Сергей Прокопенко сообщил, что для него самого открытие Посурья стало наиболее серьезным потрясением этого лета.

Одна из работ Вильяма Каррика. 1870-е гг.

- Мы пытаемся с помощью фотохудожника Леонида  Лазарева брендировать этот регион и вдохнуть в него таким образом новую жизнь. И если мы привлечем туда не только туристов, но и дачников, сможем вдохнуть новую жизнь в эти деревни, мы справимся со своей задачей, - сказал Сергей Прокопенко.

Досье
Леонид Лазарев - фотохудожник, фотожурналист. Родился в 1937 г. в Москве. Лауреат фотоконкурса международного фестиваля молодежи 1957 года. Работал в журналах «Советская женщина» и «Кругозор». В 1958 году оказался в отпуске в Ульяновске, и в этот момент, по собственному признанию, «родился как фотохудожник». В 1962 году по оценке зарубежной прессы вошёл в число лучших фотографов мира.

Смотрите также: