Культуру выпустили на волю. Меломанам и театралам есть где разгуляться

16 марта концертный зал ДК «Губернаторский» рукоплескал виртуозам одноимённого симфонического оркестра. Музыкальный вечер «Кармен на пуантах», посвящённый памяти великой русской балерины Майи Плесецкой, - событие отнюдь не рядовое: с одной стороны, оно ознаменовало собой старт юбилейного, шестидесятого по счёту, Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», с другой – позволило ценителям прекрасного пусть в масках, но всё же свободно вздохнуть после долгих месяцев ковид-ограничений.

   
   

Легенде балета посвящается

«Наш фестиваль – старейший в Российской Федерации, – напомнила один из организаторов мероприятия Лидия Ларина. - В этом году концепцию фестиваля мы построили на юбилее (150-летии со дня рождения) композитора Александра Скрябина и 100-летии образования Советского Союза – это наша дань уважения великой эпохе».

Не будет преувеличением сказать, что одной из ярчайших звёзд советской культуры стала Майя Михайловна Плисецкая. Какими только титулами не её награждали поклонники: «символ русского балета», «женщина-эпоха», «королева балетной сцены». С благоговением и трепетом вспоминает великую артистку и Пётр Татарницкий – лауреат премии «Овация» специально приехал в наш город, чтобы провести концерт и поделиться с ульяновскими зрителями своими воспоминаниями о балерине.

«То, что делала Майя Михайловна, – это вершина мирового балета, - сказал московский гость. - Она олицетворяет собой поколение людей, которые преданно и беззаветно служили искусству. Это удивительный человек! Она была настолько самоуважаемой личностью, что щедро могла уважать любого собеседника, и в этом была её гениальная простота». 

Кармен – легендарная работа Плесецкой. Композитор Родион Щедрин – супруг балерины – сумел так адаптировать музыку Бизе, что она позволила таланту Майи Михайловны заблистать на сцене всеми своими гранями. Знаменитая Кармен-сюита звучала в этот день и под сводами ульяновского ДК, открывая программу вечера. Во втором отделении оркестранты исполнили «Вальпургиеву ночь» Гуно и сюиту из балета «Ромео и Джульета» Сергея Прокофьева.

«Это шикарный балет, который весь мир знает и любит, - рассказал художественный руководитель и главный приглашённый дирижер симфонического оркестра «Губернаторский» Фабио Мастранджело. - Даже сейчас, когда по всему миру пытаются запретить русскую музыку, балет «Ромео и Джульетта», который связан и с Англией (трагедию, напомним, написал Шекспир – Ред.), и с Италией (дело происходит в Вероне – Ред.), люди продолжают любить. В Италии уже ходят петиции, что так поступать нельзя, а английский оркестр заявил, что он хочет исполнять русскую музыку».

Будет интересно

19 марта программу фестиваля продолжили «Дни Скрябина» с выступлением пианиста Алексея Чернова и открытием выставки. А уже через два дня, 21 марта, на сцене драмтеатра состоялась музыкально-поэтическая композиция «Бродский: пространство и время» с участием актёра театра и кино Владимира Кошевого и симфонического оркестра «Губернаторский». В программу вошли стихи Бродского разных лет, они сопровождались музыкой Моцарта, Баха, Вивальди, Стравинского, Пёрселла, Альбинони, Шнитке. Этот вечер стал венцом фестиваля «Мир, Эпоха, Имена...» и открытием театрального фестиваля «Лицедей». Идея вечера в Ульяновске принадлежит Фабио Мастранджело и его фонду, причём сам дирижёр весь вечер находился на сцене и был соучастником литературной программы.

   
   
Фото: Ленинский мемориал Ульяновск/ Сергей Семагин

«Поэзия Бродского интеллектуальна и многослойна, – комментирует событие Владимир Кошевой. – В его стихах много запятых, он мастерски жонглирует и вневременными религиозными сюжетами, и повседневными мыслями. Нет случайного знака препинания, нет случайного слова, придуманного для красоты. Его стихи как матрёшка: словно в разговоре мы ведём одну мысль, а потом вспоминаем что-то ещё. Тема меняется – меняется мысль, а потом снова возвращается к тому, с чего начали. В этом заключается моя задача как артиста – дать подсказку, транслировать все мысли поэта».

Фото: Ленинский мемориал Ульяновск/ Сергей Семагин

Надо заметить, ему это вполне удалось – актёр произвёл очень сильное впечатление.

Но фестиваль продолжается: 25 марта любителей органной музыки приглашают во Дворец детей и молодёжи. 2 апреля в ДК «Губернаторский» выступит знаменитый пианист, народный артист России Денис Мацуев, а 9-го числа со своим творчеством будет знакомить зрителей Государственная академическая симфоническая капелла России. К сожалению, не все музыкальные события, которые изначально планировались в рамках фестиваля, вошли в окончательную программу – четыре концерта, в том числе творческий вечер композитора Эльмира Низамова, отменены.

Фото: Ленинский мемориал Ульяновск/ Сергей Семагин

Аншлаги гарантированы

Ещё одним культурным событием месяца стал театральный фестиваль «Лицедей-2022». 16 марта на пресс-конференции министр искусства и культурной политики региона Евгения Сидорова анонсировала аншлаги! То есть на концертах, спектаклях и прочих массовых мероприятиях в закрытых помещениях может быть занято не 30, не 50, а все 100 процентов разрешённых мест.

«Лицедей-2022» продлится до 27 марта, и в нём примут участие десять театральных коллективов. 22 марта давали на основной сцене «Макбета», на малой сцене одновременно Димитровградский драматический театр показал моноспектакль «Ремонт часов, велосипедов и фотография» по пьесе Григория Каковкина. Главную и единственную роль сыграл артист Андрей Косарев. Свои работы на фестивале представят театр-студия Enfant-Terrible, димитровградский филиал Ульяновского театра кукол, NEBOLSHOY театр, Молодежный театр, димитровградский театр-студия «Подиум», Ульяновский театр кукол им. В. Леонтьевой, Земский театр рабочего поселка Чердаклы и театр Absurdus. А после вручения наград 27 марта состоится вечер народной артистки РФ Юлии Рутберг «Кабаре «Бродячая собака». Кстати, аншлаги есть – на большинство спектаклей билеты проданы.