17-19 августа близ села Ломы состоялся очередной фестиваль авторской песни. Нынешние организаторы называют его шестнадцатым по счёту, упорно ведя отсчёт с 2002 года, когда фестиваль был возрождён. Почему-то более давнюю историю они старательно в расчёт не принимают… Может быть, потому, что тогда придётся вспомнить и о традициях, и об идеях, которые были изначально положены в основу этого песенного слёта…
И небо было голубей, и деревья выше…
Сейчас всё идёт по накатанной»: конкурс, вручение призов и грамот, несколько концертов приглашённых гостей, некое подобие творческих мастерских… А ведь изначально фестиваль этот задумывался как едва ли не центральное событие в жизни песенных клубов Поволжья, где с 1984 года собирались представители десятков городов, «сверяли песни», делились опытом. Конкурс тоже был, но главным событием он не считался. Да и песня в те времена была совсем другой.
Ломы-1987. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев
Современные «барды», в массе своей, делают ставку на внешние эффекты, стремление «завести» публику теми же способами, что свойственны представителям шоу-бизнеса. Но эта тенденция возникла не сегодня и не вчера. Она начала зарождаться вместе с переходом экономики страны на «рыночные рельсы». А что делать!? Сейчас массовую публику привлекает только то, что связано с понятием «успех», выраженном в популярности и соответствующем ей финансовом эквиваленте. На концерты нынешних «звёзд» народ валом валит и деньги платит нехилые, хотя задним умом большинство понимает, что «накормят» их очередной порцией низкопробной чепухи, ремиксами, «заимствованными» мелодиями и текстами, в которых часто нет не только таланта, но и элементарной грамотности.
В советские времена авторская песня служила альтернативой официальной эстраде, существовала параллельно ей и практически никогда с ней не пересекалась. Более того, авторы старой школы находили свою публику, ездили с концертами и даже зарабатывали на этом деньги, которые и не снились «простому инженеру». Но изменить своему творческому стилю ради дополнительных дивидендов считалось неприемлемым и позорным. Первым, кто сделал решительный шаг из авторской песни в попсу, был, помнится, «питерский казак» Александр Яковлевич Розенбаум… Но в целом в бардовской среде угодничество публике и власти считалось делом постыдным и неприемлемым. Современной же «авторской песне» в большинстве случаев для того, чтобы слиться с шоу-бизнесом не хватает лишь везения, связей и инвестиций…
Из «ветеранов» авторской песни на фестивале в Ломах был лишь казанский бард Валерий Боков, которого пригласили в качестве почётного гостя после перерыва длиною более чем десять лет. И в его в целом оптимистичной оценке фестиваля прозвучала нотка горечи: «Для меня это второй фестиваль в Ломах. Впервые я был здесь лет десять или двенадцать назад – на тоже самом замечательнейшем месте. Что отрадно для меня, человека прожившего большую жизнь, появляются новые исполнители, авторы, ансамбли. Конечно, далеко не всё заслуживает высокой оценки, поскольку ничего идеального в реальной жизни не бывает. Но на многих фестивалях и на ульяновском в том числе, появляются «крупинки», которые ярко сверкают на общем фоне. А сам этот фон диктуется сегодняшней жизнью…»
Но ведь и раньше жизнь постоянно норовила что-то диктовать… И ничего. Как-то справлялись.
На сцене доминировала молодёжь. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев
Лучше что-то, чем ничего
С другой стороны, хорошо, что хоть что-то происходит, и молодёжи раз в году есть где попытаться продемонстрировать результаты своей творческой деятельности, попыток выразить себя с музыке и стихах. А если уж суровое жюри на главную сцену не пущает, то всегда есть возможность отправиться на вторую площадку, где время от времени объявляется «свободный микрофон». А если кто-то решил выступить всей семьёй, то тут вообще никто воспрепятствовать не в силах – для семейных ансамблей в программе значился отдельный концерт «По-домашнему».
На сей раз организаторы насчитали на фестивале около семи тысяч человек, что несколько меньше, чем было год или пару лет назад. Но проблема даже не численности населения фестивальной поляны, а в том, что очень многие возле сценических площадок так и не появились, отдав предпочтение семейному, корпоративному или просто дружескому отдыху со всеми сопутствующими ему элементами. Почему? Многие аргументировали это тем, что там «слушать нечего». Мнение на самом деле ошибочное: временами там даже очень было чего послушать. Выступали замечательные гости из Москвы Ксения и Лев Кузнецовы, один из лучших исполнителей авторской песни в России наш земляк Константин Николаев, прекрасный ансамбль из Димитровграда «Баумана 33», воспитанники замечательных педагогов-музыкантов Александра Додосова и марины Петровой-Бойко, а также человек которого без преувеличения можно назвать классиком авторской песни – Валерий Боков. Кто нашёл время прочесть расписание концертов, тот знал, куда и когда идти. Но вокруг близлежащего пруда понаставили табличек «купаться запрещено», так что мимо лагеря оргкомитета, где висела доска объявлений, ходить было особо некуда.
фестиваль Фото: АиФ/ Сергей Юрьев
Зато фестиваль по сложившейся за последние годы традиции посетил губернатор Сергей Морозов и председатель Законодательного Собрания Ульяновской области Анатолий Бакаев, которые, согласно официальным пресс-релизам, «обсудили рост интереса к авторской песне в молодежной среде», а глава региона «также отметил, что Правительство области готово поддержать проект, который позволит сохранить историю ульяновской авторской песни». А выразиться это должно в издании книги об основных событиях и именах, связанных с бардовской песней на территории региона. Это само по себе неплохо, но и дорогу от села Ломы до фестивальной поляны, которая вдребезги разбита уже много лет, отремонтировать не мешало бы. Если народ не будет опасаться за целость подвески своего авто, глядишь, и популярность фестиваля могла бы возрасти.
Валерий Боков. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев
Впрочем, число соискателей звания лауреатов и дипломантов фестиваля ничуть не сокращается: в этом году в конкурсной программе приняло участие 76 исполнителей и коллективов. Правда, все призовые места достались представителям Ярославля, Самары, Тольятти, Минска, Москвы. То, что среди них не оказалось ульяновцев – вполне понятно. Лауреатом или дипломантом фестиваля в Ломах можно стать лишь однажды, и все стоящие местные юные авторы и исполнители уже дипломы свои получили в прошлые годы. А барды – не грибы, после каждого дождичка не вырастают…