Будет ли восстановлен храм в Мордовской Карагуже?

Так церковь выглядит сейчас
Никому и в голову здесь не пришло сдать решётки в металлолом…
 

Штат причта был невелик и состоял из священника и псаломщика, которые получали жалованье по сто рублей. К церкви был приписан земельный участок в одну десятину 893 квадратных саженей.

   
   

Прихожан здесь числилось более двух тысяч, и для их детей в 1906 году была открыта приходская школа. В 30-е годы прошлого века церковь была закрыто, однако в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, жители Мордовской Карагужи всё чаще стали вести разговоры о том, что надо хлопотать о возобновлении служб, тем более, что здание не было разрушено и даже колокола уцелели.

И, как ни странно, власти к общей великой радости церковь открыть разрешили. Позднее её несколько раз пытались вновь закрыть, но народ всякий раз бурно протестовал против этого. Только в 1968 году её всё-таки закрыли и сбросили с колокольни колокола. Присутствовали при этом, помимо сельской администрации, представители из райисполкома, милиционеры и все жители села. Происходящее воспринималось, особенно жителями старшего поколения, как большое горе.

С церковью в каждой семье было связано много событий и воспоминаний. Причем, местные жители сообщают, что колхозный механизатор, который трактором К-700 срывал маковки храма, погиб в тот же день - не дойдя до дома, утонул в ближайшем водоёме.

Церковь продолжает ждать прихожан.

И вот в конце августа в комитет по культурному наследию Ульяновской области обратился предприниматель, бывший житель Мордовской Карагужи, - за разрешением снести старую церковь, чтобы на её фундаменте построить для односельчан новый храм. Но такого разрешения он, естественно, не получил, поскольку здание церкви признано выявленным объектом культурного наследия и находится под государственной охраной.

Впрочем, этот статус ничуть не способствовал сохранению исторического здания – оно разрушалось уже несколько десятилетий, хотя местами ещё видна настенная роспись. Впрочем, председатель комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев, считает, что не всё ещё потеряно – храм находится в относительно неплохом состоянии и, в принципе, подлежит восстановлению в историческом виде. А пока власти Радищевского района, представители бизнеса и православная община не «созреют» до его восстановления, церковь необходимо законсервировать - огородить территорию и восстановить кровлю.

Предприниматель Игорь Ашурбейли восстановил храм Баженова в селе Хирино →

   
   

Сейчас в Мордовской Карагуже проживает не более трёхсот человек, и что они в конечном итоге предпочтут – строить новый храм на новом месте или восстанавливать старый – пока неизвестно. Дешевле, конечно, строить, чем восстанавливать, однако старая церковь – не только христианская святыня, но и символ преемственности поколений, и её сохранение стало бы еще и знаком уважения к памяти предков, тем, что на протяжение десятилетий здесь крестились, венчались и отпевали умерших…

Местами сохранилась роспись храма.