Большие гастроли. На балет из Якутска Ульяновск ответит драмой

Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

С 14 по 18 сентября были «Большие гастроли». Федеральный театральный проект привёл к нам гостей из алмазного края – Государственный театр оперы и балета республики Саха-Якутия. Три спектакля в нашем городи стали завершающими в гастрольном туре театра по Поволжью.

   
   

Куда делся отец Фёдор?

Гастрольный репертуар содержал в себе элементы эксперимента: наряду с классическим балетом «Лебединое озеро» Чайковского зритель увидел эксцентрический балет Геннадия Гладкова «12 стульев» и уж совсем фантастическую феерию «Калейдоскоп иллюзий».

Несмотря на то, что «12 стульев» оказался балетом поистине эксцентрическим, режиссёр Анастасия Гриненко, хореограф Дмитрий Якубович и художник Андрей Меренков довольно бережно отнеслись к содержанию книги Ильфа и Петрова. Правда, куда-то пропал один из ключевых персонажей – отец Фёдор. Но, вероятно, пляшущий поп-расстрига, обуреваемый низменными страстями и непомерным корыстолюбием, выглядел бы на сцене уж слишком эксцентрично.  Кстати, этот спектакль в Якутске начали ставить ещё в позапрошлом году, а премьера состоялась только в начале текущего. В итоге, получился спектакль-эксперимент, в котором, впрочем, все персонажи на себя похожи и даже весьма точно передан дух эпохи НЭПа.

Композитор заложил в музыкальную основу балета элементы разнообразных музыкальных стилей - танго, шимми, рок-н-ролла, классической музыки, а отдельные фрагменты цитируют саунд-треки из одноимённого фильма. Итак, каждому из двенадцати обретённых Кисой и Осей стульев соответствует отдельный эпизод, где мелькают бюрократы и цыгане, нэпманы и нэпманши, служащие и беспризорники, милиционер и архангел в красноармейской шинели. Одних только костюмов для них сшили около двухсот. Но особо выделяется «хрустальная мечта детства товарища Бендера» - Рио-де-Жанейро. Как только он предаётся грёзам, на сцене появляются танцовщицы знаменитого бразильского карнавала. Не менее ярок и сам Остап: зеленый костюм, белый шарф и апельсиновые штиблеты – именно таким описали его Ильф и Петров. Кстати, весьма продумана была и композиция всех гастролей. Эпизод в театре «Колумб» (который в балете почему-то переименован в «Коломбо») завершается пародией на танец маленьких лебедей из «Лебединого озера», классического балета, который был показан на той же сцене днём позже. Так, конечно, никакой эксцентрики не было, поскольку хореографию ставил не кто иной как Герой Социалистического труда, народный артист СССР, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик Юрий Григорович. С ним-то не забалуешь…

Впрочем, публика с одинаковой благодарностью восприняла и эксцентрику, и классику.

Иллюзорная иллюзия и реальная реальность

Вероятно, как «гвоздь программы» задумывался балет «Калейдоскоп иллюзий», где в центре внимания оказались крайние веянья повседневной жизни общества – особенно той его части, что предпочитает проводить большую часть времени в виртуальном пространстве. Создатели именуют его «первой в мире музыкальной драмой об успехе, счастье и поиске смысла жизни в сети Instagram». Главная героиня — инстаграм-блогер Ангелина Легкая, не жалея ни сил, ни здоровья, ни денег, рвётся к своей цели – набрать 50 000 000 лайков. Выглядит всё красиво и богато, цель достигнута, а счастья нет… Правда, и после спектакля трудно отделаться от ощущения, что весь его сюжет не стоит и сотой доли того обрамления, который создали для него, хореографы, костюмеры и художники-декораторы. Впрочем, возможно в том и состоял изначальный замысел автора. Получилось красиво, труды творческой группы, создавшей шоу, даром не прошли.

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Гастроли завершились, и теперь Якутск ждёт ульяновское «алаверды»: 20 сентября труппа областного театра драмы отправляется туда с ответным визитом, прихватив четыре спектакля:  «Завещание», «Бедную Лизу», «Любовный квадрат» и музыкальную комедию «Кадриль».