Анатомия безумия. Ульяновский молодёжный театр замахнулся на Гоголя…

Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Тема «маленького человека» в репертуаре Ульяновского Молодёжного театра, которому, кстати, недавно было присвоено имя народного артиста России Бориса Александрова, является ключевой. Но, пожалуй, никогда раньше она не была раскрыта так пронзительно и трагично, как в спектакле «Записки сумасшедшего», премьерные показы которого состоялись 4 и 5 февраля.

   
   

Шизофрения, как было сказано…

Режиссёр Максим Копылов, создавший сценический вариант одного из самых загадочных произведений Николая Васильевича Гоголя, объяснил свой выбор просто: «Прочёл «Записки Сумасшедшего» и понял, что это моё, что это в какой-то степени обо мне…».

Впрочем, в главном герое, роль которого ярко, беспощадно и крайне реалистично исполнил артист Артем Петров, черты Максима Копылова, да и самого Николая Гоголя угадываются с трудом. Так что, если и есть какие-то параллели, то очень и очень глубинные. В принципе, любая творческая личность существует где-то на грани безумия, но природа психического заболевания главного героя - мелкого клерка из какого-то неназванного департамента - всё-таки имеет явно иную природу – её истоки в укоренившемся чувстве несправедливости бытия, в безмерных амбициях, для которых по сути-то нет никаких оснований. Кстати, Гоголь весьма достоверно описал симптомы развития шизофрении, поскольку его консультировал знакомый психиатр, который в период написания повести частенько у него гостил и рассказывал о своей врачебной практике. Повесть Гоголя написана около двухсот лет назад, но актуальность её со временем только крепчает. На какие только ухищрения не идут многие из наших современников, только ради того, чтобы обрести хоть какую-то известность… Благо, сейчас для этого не обязательно обладать ни умом, ни талантом…

Увидеть изъяны бытия

Если присмотреться к большинству нынешних «звёзд» шоу-бизнеса, то совершенно нетрудно распознать их душевную пустоту и скудоумие. А сколько развелось тварей, что готовы за «лайки» творить какие угодно мерзости? На их фоне гоголевский персонаж выглядит даже выигрышно. Служит себе в какой-то канцелярии, мечтает привлечь к себе внимание директорской дочки, на досуге не без успеха изучает собачий язык в письменном виде, а в минуты просветления даже осознаёт всю глубину собственного ничтожества.

И вот – вершина блаженства – он осознаёт себя королём Испании. Что ж… Логично. Завернуться в «королевские мантии» - лучший способ укрыться от реальности, способной свести с ума кого угодно. Даже самого Николая Васильевича Гоголя, который под конец жизни душевным здоровьем также не отличался… Кстати, «Записки сумасшедшего» были одним из первых произведений Николая Васильевича, и писал он эту повесть в тот непростой период своей жизни, когда пытался начать актёрскую карьеру, но никакого успеха на этом поприще не достиг.

Видео: Сергей Юрьев

Артему Петрову в этом смысле повезло больше. Он представил своего героя столь объёмно и даже натуралистично, что, возможно, у некоторой части публики возникло беспокойство по поводу состояния психики самого актёра. Но оно было развеяно финальным выходом «на аплодисменты», где перед публикой предстал абсолютно адекватный и жизнерадостный человек. Так что, искусством перевоплощения Артём несомненно обладает. А то, что отдельные зрители вынесли из зала чувство душевного смятения – то это нормально. В конце концов, искусство призвано не только радовать и вдохновлять, но тревожить, беспокоить и показывать изъяны бытия, которые в обычной жизни многие из нас стараются не замечать.