Почему коровы доятся как прежде, а молочная продукция – в излишке? В чём причины падения потребления сыра? Откуда берётся разница в процентах фальсификата в магазинах?
Об этом и многом другом говорилось на неформальной встрече «Лидеры молочного рынка», которая прошла на площадке ульяновского завода АО «АЛЕВ», одного из флагманов отрасли в Приволжском Федеральном округе.
Встреча стала первым подобным мероприятием, однако необходимость такого формата назревала давно, в чём убеждает и спектр вопросов, и состав участников: помимо принимающей компании, в мероприятии участвовали «Лебедяньмолоко», «ГК Белая Долина», АО «Молвест», «Бондарский сыродельный завод», «Ульяновская областная торгово-промышленная палата».
Четверть Зорьки на гектар
Разумеется, проблемы с производством молока и его переработкой на окружном уровне во многом являются проекцией общероссийской ситуации. На этом и сделал акцент директор «Центра изучения молочного рынка» (ЦИМР) Михаил Мищенко:
- Объективно Россия является самым лучшим регионом для производства молока, а ПФО – главным – в стране, - сказал он. – Нормативно на одну корову необходим минимум один гектар пастбища плюс большое количество питьевой воды. Если посмотреть на «плотность коров», к примеру, в Голландии, то там их 41 на один квадратный километр; в России же этот показатель – 0,26 коровы плюс огромные запасы воды.
Коль скоро нашим зорькам и бурёнкам изначально уготованы более сытые и вольготные условия, почему тогда мы испытываем проблемы с импортозамещением той же молочной продукции, спросит читатель.
Импортозамещение, как пояснил Михаил Мищенко, происходит не только за счёт роста производства сырого молока, но и по причине падения потребления молочных продуктов. С 2013 по 2016-й произошло падение потребления натурального сыра на душу населения в год.
- По сей день основными поставщиками сыроподобных продуктов остаются Украина, Беларусь и Польша, - продолжил Мищенко. - И от этого страдают отечественные производители. Если взглянуть на рынок сыра, то мы увидим, что, к примеру, в 2016 году на душу населения приходилось 6,15 кг сыра и сыроподобной продукции, а потребление составило 5,7 кг. Более килограмма – лишние. Что делать? Я считаю, что снятие этих продуктов с рынка стало бы хорошим решением для стимулирования отечественного производителя.
Злаки как знаки
Кроме того, считает эксперт, нужно всегда держать в поле зрения вопросы качества:
- Проблема в том, что мы всё больше уходим в «дешёвые рынки». В то время как, согласно мониторингу, потребитель хотел бы покупать более качественную продукцию. Очень вредит розничная сеть, являясь неким барьером и мешает производителю развиваться, демпингует цены, требуя скидок. Из-за этого производитель молочной продукции, тех же кисломолочных продуктов, вынужден как-то выкручиваться.
Здесь уместно сказать о продукции ульяновского завода «Алев», специализирующемся как раз на «кисломолочке». Ассортимент и качество продукции давно оценили местные покупатели. И не только они.
- Наш потребитель остаётся верен нам, констатировала директор по маркетингу компании «АЛЕВ» Алевтина Никитенко. – Кроме того, мы приобретаем других потребителей, запуская в производство новую продукцию. Так, у нас появилось направление злаковых напитков (овсяное, гречневое, рисовое и соевое молоко). И это существенный знак, поскольку расширяется аудитория потребителей. Говорить о популярности этой линии пока рано. Но первые отзывы покупателей крайне положительны. У нас большие планы и в молочном направлении: скоро мы предложим продукты, разработанные в сотрудничестве с одним из самых известных диетологов России.
По уверению Алевтины Никитенко, «АЛЕВ» в росте производства как таковом не нуждается. Но, как говорит она, в скором времени будет несколько переформатирован «портфель» предприятия
- Всех секретов раскрывать не буду, но потребители должны оценить, - поделилась мнением маркетолог.
Раз уж речь зашла о покупателях, нельзя не сказать о том, что проблема потребления, по мнению ведущих экспертов рынка, наиболее актуальная.
- На сегодняшний момент, к сожалению, уровень потребления молочных продуктов падает, - резюмировал на встрече с коллегами Михаил Мищенко. - Влияние на ситуацию оказывают многие факторы. Есть те, кто склонен считать снижение потребительского спроса неким общим трендом. Я так не считаю.
Кто любит бабушкин кефир
- Дело в том, что потребитель сегодня запуган, он не понимает, какой продукт надо покупать и пить, и, к сожалению, свои «пять копеек» здесь вставляет и государство, - подлил масла в огонь эксперт. - Вот смотрите. Существует технический регламент, обеспечивающий безопасность молока и молочной продукции. Наши законодатели сделали так, что под этот регламент попадают продукты, фактически являющимися не молочными, а молокосодержащими (с заменителями молочного жира), но тем не менее попадающих в это «сито».
По словам Мищенко, складывается «интересная» ситуация: Роспотребнадзор, к примеру, говорит, что фальсификата на полке 4 процента, а Россельхознадзор уверяет, что все 70%!
- Последний зачастую не знаком с техническим регламентом и, следовательно, залезает не на свою территорию, - пояснил эксперт. – И ещё. Когда какой-нибудь высокопоставленный чиновник безапелляционно заявляет на публику, что в молоке «нашли гипс», - ну кто будет пить потом молоко? Большое количество отечественных производителей производит хорошую, качественную продукцию. И поддержка государства должна, прежде всего, заключаться в невмешательстве. Ну а производителям ничего не остаётся, как приложить все силы к тому, что называется возвратом доверия, и, конечно же, задуматься над поисками новых сегментов. Да, сейчас молодёжь плохо представляет себе, что такое ряженка, например. Ценность восприятия молочных продуктов у юношей и девушек значительно упала. Им хочется чего-то готового, снэкового. Сегодня даже дорогие рестораны со «свечками и скатертями» практически уходят, и даже довольно обеспеченные люди предпочитают быстро перекусить в том же Макдоналдсе. А это ведь– рынок сбыта для сыра, а стало быть, молока. Так что участникам рынка просто необходимо меняться параллельно с тем, как меняются потребительские предпочтения. Если не предугадывать, то хотя бы чётко следовать этим предпочтениям и давать молодёжи то, что она хочет. Я вообще считаю, что расхожее мнение о том, что целевой аудиторией «молочки» являются бабушки, неверно. Молоко есть и в шоколаде, и, скажем, в большом числе кондитерских изделий. Оно есть где угодно, мы просто не задумываемся об этом.
На правах рекламы