«Здесь нет набережной!» Почему Ульяновск назвали городом без Волги?

И зачем чиновникам думать о набережной? Народ сам отремонтирует! Садоводы восстанавливают дорогу собственными силами. © / Александр Павлов / АиФ

Взявшийся пройти пешком вдоль Волги расстояние в 2,5 тысячи километров от Астрахани до Кинешмы житель Калининградской области Никита Ёлкин, побывав в Ульяновске, назвал его «городом на Волге без Волги».

   
   

Смотрим только издали

«Во всех волжских городах, в которых мы были, набережная – одна из достопримечательностей. В Ульяновске набережную мы не нашли. Спуститься к Волге из города сложно – обрыв. При этом с видовых площадок города открывается шикарный вид на безбрежное Куйбышевское водохранилище», – сообщил путешественник в своей записи от 28 июля.

Конечно, крутизна Симбирской горы – это проблема. Но с ней в разные времена справлялись по-разному. Жизнь у реки кипела и до 1917 года. Связь с берегом осуществлялась через многочисленные пешие и гужевые спуски. (см. «100 и 21 факт из истории Симбирска - Ульяновска» на с. 4) Да и в советскую эпоху на отрезке от речпорта до пляжа был вполне респектабельный по тем временам кусок берега с парковой зоной. Севернее моста, под парком Дружбы народов и садовыми участками, шла набережная попроще – бетонная дамба с бордюром, автодорогой и тротуаром. Вид был не парадный, но вполне аккуратный. После фактического умирания местной пассажирской навигации пришёл в запустение и берег. Парк у речпорта превратился в дикие джунгли, береговая линия оказалась отсечена от немногих гуляющих решётчатым забором. Оползни исковеркали дорогу и тротуар, идущие по набережной севернее моста, придвинув их к покосившимся бетонным бордюрам. Добавить сюда горы мусора, которые быстро образуются и крайне редко вывозятся – и мы получим картину окончательного запустения. В итоге волжскими красотами любуемся только сверху.

А может, она и не нужна?

Рассказывает садовод СНТ «УАЗ № 1» Александр Павлов:

– Город окончательно забросил дорогу, идущую вдоль берега в районе Рылеевского спуска. Нормальный кусок продолжается лишь до элитных домиков областного начальства. Нам же приходится трудиться самим – чтобы иметь возможность подъехать к своим участкам. Скидываемся, завозим стройматериалы, засыпаем строительным мусором. Особенно большой ущерб дороге был нанесён во время прошлогодних ливней: грязь, как по горной реке, спускалась по Рылеевскому спуску и наделала немало бед. Ликвидировать последствия приходится нам самим, хотя дорога – имущество муниципальное.

Как нам пояснили в пресс-службе администрации города, данная дорога – техническая, и используется она только для обслуживания противооползневых сооружений на склоне. Рассматриваются ли городом и областью какие-либо проекты преобразования набережной? Мы вспомнили предлагавшийся в прошлом году проект переноса речного пассажирского вокзала в район севернее Императорского моста.

– Конечно, реализация такого проекта привела бы к появлению оживлённой и «окультуренной» набережной, где были бы и кафе, и дорожки для прогулок, и зелёные насаждения. Пришёлся бы кстати и фуникулёр. Здесь есть также дорога, по которой можно подниматься на автотранспорте. Грузовой порт был бы отделён от пассажирского, что давно уже реализовано в других волжских городах. И парк Дружбы был бы наполнен народом. Но рассмотрение проекта в областном правительстве как-то постепенно заглохло, до сих пор нет никакого решения, – рассказывает генеральный директор ОАО «Ульяновский речной порт» Борис Падиаров.

   
   

Озвучивается и такое мнение: в Ульяновске ввиду рельефа вопрос с набережной в принципе нерешаемый. И не нужно к этому стремиться. Есть предмет для гордости – ульяновский Венец. А волжский берег внизу был и останется задворками, интересными лишь садоводам да рыбакам. Однако людям, прибывающим сюда из разных городов и стран, эти нюансы могут быть непонятны. Вид на правый берег с мостов и теплоходов они, естественно, воспринимают как лицо города. И это лицо на данный момент выглядит очень неприглядно.