У Юрия Телегина, пожалуй, есть все возможные награды и почетные звания - он кавалер ордена Почета, медали "Ветеран труда", заслуженный работник связи Российской Федерации, почетный радист СССР, отличник социалистического соревнования Министерства связи СССР. В прошлом году он был включен в Золотую книгу почета Ульяновской области.
До 2007 года, пока не вышел на пенсию, Юрий Павлович работал директором Ульяновского областного радиотелевизионного передающего центра. Всю жизнь он посвятил работе, самообразованию, творчеству и до сих пор считает, что главные враги человека - лень и праздность.
Мир открытых дверей
Он родился в селе Тетюшское в 1938 году, там же закончил школу... "Тогда, в далекие 50-е годы, несмотря на бедность и обязательный для всех нелегкий труд, - вспоминает Юрий Павлович, - сельчане, и особенно молодежь, находили время для своих увлечений и, как это сейчас бы назвали, - творческих проектов. Втроем - с двумя братьями - пешком, по гребню вала засечной черты мы ходили в город, чтобы купить проявитель, закрепитель и фотобумагу, а вечерами печатали фотографии. Да и в школе занимались не только изучением школьной программы - ставили спектакли, проводили концерты, творческие вечера, на которые обязательно приглашались родители.
Жили тогда бедно, но никого это особо не угнетало, потому что достаток у всех был примерно одинаковым, и не было почвы для зависти. Все много работали, и выжить помогало личное хозяйство. Народ здесь традиционно жил гостеприимный и дружелюбный. Трасса здесь появилась в начале 50-х. Люди ездили в основном на лошадях, а на ночь останавливались в ближайшей деревне. У нас, помню, зимой все время кто-нибудь ночевал - приедут, лошадь распрягут во дворе, самовар поставят и беседуют о жизни, новости сообщают друг другу. Раньше можно было постучаться в любой дом - везде приютят. И никакого воровства не было. До середины 50-х и дома не запирали. Все друг друга знали, уважали, приходили на помощь. Надо было работать, и дурью заниматься было некогда. И учились все хорошо. Труд и увлечения формировали личность каждого человека. А сейчас как-то странно к этому относятся - даже на субботник привлечь ребенка считается эксплуатацией детского труда...
Одноканальное телевидение
Сразу же после окончания школы меня призвали в армию. Помню, каждый призыв устраивали тогда праздник на все село - столы на улицу выносили. А утром новобранцев отправляли в Ишеевку на телеге. Остальные следом идут с гармонями - песни поют!
Служил три года - сначала в сержантской школе общевойскового назначения, а потом в штабе Приволжского военного округа. Трижды пытался поступить в офицерское училище - сначала в авиационное, а потом в военно-морское на радиофакультет... Но по состоянию здоровья не прошел. Так и поступил в 1961 году в наш политехнический институт на специальность "конструирование радиоаппаратуры". Еще до окончания института, с 1963 года, начал работать в передающем центре - сначала старшим электромехаником, потом инженером, а с 1969 года главным инженером. Тогда в Ульяновске, как и по всей России, еще не было разделения на телерадиокомпании и передающие службы. Был единый коллектив - телецентр, куда входили и творческие, и технические работники. Башню у нас построили в 1957 году, а первые телетрансляции начались двумя годами позже. И никакой сети по области не было - передачи шли только на Ульяновск. Пятикиловаттный передатчик работал по три часа в сутки и выдавал в эфир только одну местную программу. Потом постепенно время вещания увеличивалось, появились утренние и вечерние программы, а московский первый канал появился только в 1966 году. Поначалу вся техника была на электронных лампах, которые постоянно перегревались, и это отражалось на качестве сигнала. Кондиционеров тогда, конечно, не было, и к концу рабочего дня приходилось выдвигать все блоки из стоек. Вот такое было естественное охлаждение...
Квалификация и ответственность
"Отделили" передающий центр от телестудии после реорганизации 1969 года - мы остались в подчинении министерства связи, а творческие работники перешли к Комитету по телевидению и радиовещанию. Главной задачей областного радиотелевизионного передающего центра стало развитие сети телевизионного и радиовещания по Ульяновской области. К столетию Ленина построили и сдали в эксплуатацию мощные передающие центры в Новоспасском и Вешкайме, а в 1982 году - в Димитровграде. Строилась сеть местных ретрансляторов по всем районным центрам и радиорелейные линии. И хотя сейчас техническое перевооружение идет постоянно, в принципе, до сих пор действует именно эта система.
Работа требовала от инженерно-технических работников высочайшей квалификации и исключительного чувства ответственности. Если случались сбои, сразу же начинались звонки от возмущенных телезрителей. И для того, чтобы быстро устранить неисправности, нужно было не только знать досконально технику - тут необходим и уравновешенный характер. Те, кто не обладал такими качествами, просто не приживались на этой работе. Сейчас, к сожалению, принцип другой - на руководящие должности даже в технические службы ставят менеджеров, коммерсантов, которые в технике ничего не смыслят. А как можно руководить таким сложным предприятием, не зная, что оно из себя представляет? Как такой руководитель может найти общий язык с инженерно-техническим персоналом - не понимаю!
Забастовка
Мы не допустили ни одного серьезного технического сбоя, даже в 90-е годы, когда коллектив по полгода не получал зарплату, а вещание при этом стало круглосуточным.
К 1994 году положение стало критическим - не только у нас, но и по всей России. Мы обросли долгами по налогам и за электроэнергию, а телевизионные компании, кроме ГТРК "Волга", нам не платили за передачу сигнала и аренду технических средств - ни ВГТРК, ни ОРТ, ни "Маяк". Накопились миллионные долги. Меня, как директора, еженедельно по три-четыре раза вызывали в налоговую инспекцию. Допрашивали, как врага народа, - когда я заплачу. Терпеливо пытался объяснить, что у меня денег нет, а если и появятся, то в первую очередь отдам людям зарплату, во вторую - оплачу электроэнергию и только потом заплачу налоги.
Все было согласовано с министерством связи, с ЦК Профсоюзов, и даже губернатор Горячев был в курсе - я его лично предупреждал... И осенью1994 года мы отключили центральные программы радио и телевидения, кроме новостного блока. О возможном отключении были сообщения в газетах и по радио - я сам объяснял телезрителям и радиослушателям ситуацию. Словом, было сделано все, что требовалось по закону.
Но на следующий день со мной тут же перестали здороваться высокие чиновники, а Горячев дал команду налоговой службе, антимонопольному комитету - все одновременно пошли к нам с проверками. А дело оказалось в том, что даже западные телеканалы начали освещать нашу забастовку - назвали порядка десяти регионов, где директоров сняли с должности, а среди репрессированных назвали Ульяновск.
Юрию Фроловичу это жутко не понравилось: как же так - тут такая демократия, родина Ленина, и вдруг разговоры о каких-то репрессиях...
В тот же день у нас с ним состоялся странный диалог:
- Ну, что там у тебя? - спрашивает.
- Сидят контролеры.
- Ну ладно, все, - и на другой день он дал всем службам отбой...
Тогдашний министр связи Владимир Булгак, хотя предварительно на словах поддерживал акцию, отказался от своих слов. Вызвал нас, директоров передающих центров, в Москву и устроил разнос. Но в конечном итоге правительство России за нас заступилось, и какую-то часть денег нам все-таки перечислили - хотя бы на зарплату...
Телевидение должно воспитывать гражданина
Сейчас я смотрю только новостные блоки и некоторые программы по каналу "Культура" - остальное не только нельзя смотреть, но считаю просто вредным - особенно для молодежи. И это не только мое мнение. Почти нет тем классического содержания, мало передач на историческую тему. Должны быть программы, которые воспитывают человека как гражданина и учат добру. У нас сейчас не телевидение, а "репортажи с фронта": убийства, пожары, воровство... Неужели в такой громадной стране нет ничего положительного? Почему хоть немного не сказать о тех людях, что добросовестно работают? Хотя творческие возможности сейчас колоссальные, техническое оснащение замечательное, но кому оно служит - лично мне непонятно".
Смотрите также:
- Димитровградка Надежда Анненкова отправила 8 грузовиков гуманитарной помощи →
- Фаина Терехова: «Гибель моего сына дала жизнь десяткам новых россиян» →
- Мама →