Теплоход "Александр Суворов"

   
   

Немногие жители города знают, что на Нижней Террасе есть захоронение - братская могила, которую венчает скромный обелиск. Там похоронены неопознанные жертвы страшной трагедии.

5 июня 1983 года четырехпалубный пассажирский теплоход "Александр Суворов", совершавший круиз Москва - Ростов-на-Дону, зашел под несудоходный пролет ульяновского моста. В результате столкновения у судна полностью снесло верхнюю палубу. По официальной версии, основными причинами катастрофы стали халатность команды теплохода и железнодорожников.

Глазами очевидцев

Ликвидировать последствия катастрофы в числе прочих помогали курсанты военных училищ. Вот что рассказал один из них:

- Это случилось в воскресенье. Многие ребята с левого берега опоздали из увольнения. Стало известно, что произошло что-то страшное, много жертв. Буквально через два дня наш взвод собрали по тревоге и отвезли в областную больницу. Почти сутки мы работали в тамошнем морге. Тела привозили в огромных рефрижераторах (их почему-то еще называли "Алками"). В каждой помещалось 18-19 тел. Часть тел была сильно изувечена, часть слегка помята. Мы их разгружали, спускали вниз, помогали обмывать, одевать и укладывали в гробы. Каждому клали мешочек с личными вещами - для опознания. Советская власть тогда четко работала. За эти сутки у нас перебывало четыре или пять комиссий. Следили, чтобы все делалось надлежащим образом.

- В том году я был начальником Заволжского РОВД, - продолжает Вячеслав Евсюк. - Около 23.00 меня вызвали на место аварии. Я еще не знал, что произошло. Было уже темно. Я увидел несколько вагонов со стройматериалами и цистерну с бензином. Вагон со стройматериалами был разрушен. Цистерна осталась неповрежденной. Иначе даже страшно представить, что могло произойти. Опоры моста погнулись. Железнодорожное полотно сдвинулось на 30-40 сантиметров. Теплоход виднелся ниже по течению. Вместо верхней палубы была абсолютно ровная поверхность... Движение было перекрыто, образовалась огромная пробка. Мне велели сопроводить автомобили по мосту на небольшой скорости. Я побежал к колонне. Ощущения были довольно странные. Каждый шаг гулко отдавался в ночи. Сел в первую же легковушку, за нами тронулись остальные. Пробка начала рассасываться.

За пять минут до трагедии

Работники милиции и прокуратуры опросили практически всех оставшихся в живых пассажиров. Две бабушки рассказали, что перед самой катастрофой они сидели на верхней палубе, вязали носки, наблюдая, как теплоход приближается к мосту. Одна сказала: "Мы не пройдем под мост. Слишком уж низко он нависает!". Другая возразила: "Не может быть! У них мост разводной". Но на всякий случай спустились в каюту. Буквально через минуту страшный удар снес верхнюю палубу. Обе старушки остались живы.

Многих выбросило за борт. К месту происшествия спешили работники транспортной милиции и рыбаки на моторных лодках. Немало людей удалось спасти. Спасенных высаживали на берег и снова возвращались к месту аварии.

- На следующее утро мы осмотрели теплоход, - рассказывает Вячеслав Иванович. - По одной из версий, экипаж отмечал день рождения работника ресторана, и судном никто не управлял. Мы спустились в ресторан, там стояли накрытые столы. Видимо, удар почти не ощущался. Даже фужеры с вином не опрокинулись. Как выяснилось, члены экипажа в застолье не участвовали. Что касается погибших, называли самые разные цифры - от 176 до 600. По данным судебно-медицинской экспертизы, погибло 214 человек.

Опознание длилось дней шесть или семь. Дольше летом тела хранить не могли. Тех, кого не успели опознать, похоронили в братской могиле на Нижней Террасе. На месте захоронения поставили скромный обелиск.

Все могло бы быть совсем по-другому, если бы на мосту вовремя зажгли сигнальные огни...

Смотрите также: