Война длиною в 20 лет

   
   

День защитника Отечества уже давно считается просто "мужским" днем. В преддверии 23 февраля "АиФ" решил вспомнить о тех, для кого этот праздник является по-настоящему профессиональным.

Владимир Погнаев - военный летчик с двадцатилетним стажем участия в боевых действиях. Около четверти века он провел под пулями тех, кого в разные годы наша страна считала своими врагами. За плечами Владимира вьетнамо-китайский конфликт (1978 г.), афганская война (1985 г.), война в Карабахе (1988 г.) и первая Чеченская кампания (1995 г.).

В Афганистане блюли "моральный облик" солдат

Что такое война, Владимир понял, когда попал в Афганистан. В 1985-1986 годах он служил в Кабуле в Смешанном авиационном полку. Трагические моменты этого года вспоминает часто. Падающий вертолет, обгорелые тела молодых летчиков, долгая дорога на родину погибшего с цинковым гробом и ужасная жидкость "цвета смерти", вытекающая из саркофага на белоснежные рубашки парней, несущих гроб... Все это навечно осталось в его памяти.

Но и в Афганистане наши ребята не только воевали, но и пытались просто жить.

"Однажды офицеры узнали, что солдатики скинулись и купили себе... девушку-маджахетку, - рассказывает Владимир. - Отец взял за нее калым и отпустил жить к нам в казармы. Когда мы узнали о таком прибавлении личного состава части, то были в шоке и панике. Это же трибунал! Морального разложения Советской Армии нам бы не простили. Потихоньку решили вернуть девушку отцу, но он отказался. Я, говорит, за нее выкуп получил. Она ваша. Пришлось нашим генералам предложить папаше тройную цену. Только тогда он дочку обратно взял".

И еще любит вспоминать Владимир, как наши офицеры в Кабуле ходили "по магазинам". Один с пулеметом и рацией держал на мушке торговые ряды, чтобы местные о гостеприимстве не забывали, а другой в это время отоваривался.

Для России украли вертолеты у армян

А вот чувство патриотизма - это то, чем всегда отличались наши военные.

Вспоминая о своем участии в армяно-азербайджанском конфликте, Владимир рассказывает, как делили технику с уже бывшим "дружественным народом":

"Перед выводом наших войск из Еревана было понятно, что вертолеты придется оставить в руках армян. А делать этого не хотелось. Поэтому офицеры решили самовольно перегнать их в Цхинвале к нашим. Чтобы сослуживцы-армяне ничего не узнали, их распустили по домам. А сами по вертолетам - и полетели".

В части остался только ее командир, сам Владимир (тогда он был командиром звена) и начальник разведки. Армяне, конечно, через полчаса уже обо всем узнали. И... взяли оставшихся офицеров в заложники. Сказали: "Если завтра вертолетов не будет - убьем". Но все обошлось. Вертолеты, правда, армянам вернуть все же пришлось.

А вот первую Чеченскую кампанию Владимир считает самой серьезной "кровавой бойней", которую ему пришлось пережить. Помнит, как в Международный женский день сослуживцы решили порадовать своих женщин цветами. Поехали на соседний блокпост. Там местные жители устраивали своеобразный рынок. Но вместо знакомых дружеских лиц ребят с блокпоста увидели здесь лужи крови. Оказалось, что в этот день чеченские торговцы привели с собой на рынок и боевиков.

"Ваххабитов мы, конечно, догнали. Но и про цветы не забыли. Праздник же", - резюмирует Владимир.

За смелость и доблесть, проявленную в боях, Владимир Погнаев был награжден высшим военным знаком отличия - "Орденом Красной Звезды".

"Двадцать третьего февраля каждый из офицеров и солдат, сражавшихся за Родину, вспоминает что-то свое, - говорит Владимир. - Кто-то - свой первый бой, а кто-то - погибших товарищей. Но нужно помнить и о том особом настроении, с которым мы воевали и с которым побеждали. Поэтому я хочу пожелать бывшим и нынешним бойцам и сейчас жить именно с таким настроением".

Смотрите также: